Природа - естественная основа общества

Природа - естественная основа общества
кратко
Что следует понимать под природой? Религия учит, что природа - это естество, все вещественное, Вселенная, мирозда-ние в целом, включая наш мир, Землю со всем сотворенным на ней Создателем. Все земное, плотское, телесное, вещественное противоположно духовному, сверхприродному. Воскресая, чело-век покидает свою телесную оболочку. Следовательно, бессмерт-ная душа - это создание Бога, а не телесного мира.

Философы-пантеисты, как правило, отождествляли природу с Богом, и это было отходом от традиционного религиозного уче-ния, поскольку Бог у них превращался в синоним вечной и бес-конечной природы. Например, Дж. Бруно считал, что "природа... есть не что иное, как Бог в вещах".
Существует житейское, бытовое понимание термина "природа" как естественной основы, прирожденного качества, врожден-ного свойства чего-то конкретного. Оценивая, например, челове-ческую личность, говорят, что она умна, зла, добра, глупа и т.п. от природы. Подобное понимание природы лежит в основе оцен-ки таких свойств человека, как природный ум, женская хит-рость, врожденный музыкальный слух и т.п.
С точки зрения материализма "природа" и "материя" - однопорядковые категории, обладающие широким объемом. Это веч-ная, никем не созданная, бесконечная субстанция, основа всего сущего. Сознание нематериально, но оно не может существовать без материального субстрата. Сознание - .особое свойство высо-коорганизованной материи - мозга.
В узком смысле под природой понимают естественную среду возникновения и существования человека и всего живого.
В конце XIX был введен научный оборот термин "биосфера", обозначающий как совокупность всех живых организмов, так и среду их обитания - воды, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры.
Биосфера наполнена так называемой живой материей - совокупностью организмов, отличающихся от неживых систем способностью к обмену веществ, размножением, развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Живая материя настолько тесно связана с неживой, что не может существовать в отрыве от нее. Таким образом, биосфера представляет собой единство двух компонентов: живых организ-мов и среды их обитания, образующих целостную динамичес-кую систему, находящуюся в непрерывном развитии.
Середа обитания живой материи входит в географическую среду - земную природу, пригодную для жизнедеятельности в том числе и человека. В географическую среду входит земная кора, нижняя часть атмосферы, околоземное космическое пространство, воды, почвенный покров, растительный и животный мир, одним словом, совокупность предметов и явлений природы, необходимых для существования и развития общества. Понятие "природа" во всех его значениях непрерывно развивается под воздействием науки и главным образом практики. В ходе истории коренным образом меняется соотношение природы и общества. Расширились границы и само понимание географической среды. Сейчас это не тонкий слой воды и почвы, образующий оболочку нашей планеты, а практически вся планета, рассматриваемая комплексно как элемент Солнечной системы. 1 Биосфера включает в себя сложные саморазвивающиеся биологические системы - биогеоценозы, взаимодействующие с такими элементами географической среды, как рельеф почвы, горные породы, реки, озера, моря, ледники, снежники, а также с различными животными, растениями, микроорганизмами. Земля в ходе своей эволюции породила великое множество видов живой материи. Возникновение одних видов и исчезновение других подчиняется законам естественной эволюции, что влияет на климат, ландшафт и весь облик планеты. С возникновением человека, образованием цивилизации с ее техническим базисом картина постепенно изменялась. На арену вышел человек, разумное животное, вооруженное средствами производства, орудиями труда и истребления животных.
Человек, появившись, вынужден был бороться с природой и "покорять" ее, причем во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. Покорение природы привело к плачевным результа-там во многих регионах планеты. По словам Маркса, культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню.
Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и живот-ных, которые стали основой его пропитания. Техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, ныне на несколько порядков превосходит то, что производит дикая при-рода на суше. Однако для производства техномассы требуется значительная масса естественных ресурсов.
В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла "очеловеченная" часть природы, или, как принято говорить, вторая природа, которая по всем на-правлениям теснит первую, первозданную природу.
В эпоху Возрождения и Новое время оформилась концепция господства человека над природой или завоевания ее при помощи науки и техники. Эксплуатация природы носила экстенсивный характер, ограниченный только производственными возможнос-тями и аппетитами предпринимателей. Казалось, что природным богатствам нет конца, что недра земли - это бездонная бочка, или колодец. Такой, по сути дела, хищнический способ эксплу-атации полезных ископаемых и других даров природы в середи-не XX в. приблизился к критическому рубежу. Объем добычи полезных ископаемых, в том числе невозобновимых, оказался сравнимым с их суммарными запасами. Показалось дно якобы бездонного колодца. Аналогичная ситуация сложилась и с про-изводством продуктов питания. Стало очевидным, что естественная база производства продовольствия не может удовлетворить 3 минимальные потребности бурно растущего населения планеты. Продолжается гибель лесов в результате кислотных дождей и , другого промышленного загрязнения атмосферы.
Как считают ученые, естественная среда составляет экосистему, которая поддерживает равновесие между человеком и природой. Это одновременно простой и сложный механизм, в котором все элементы тесно связаны и поэтому нормально функционируют, но он расстраивается при отсутствии хотя бы одного единственного звена. Для понимания экосистемы необходимо учитывать, что Земля - это отдельная планета и практически не существует источников получения дополнительной материи. Все простые элементы, кислород, азот, углерод, или твердые элементы являются продуктами трансформации в экосистеме, которая как бы разрешила проблему вечного движения: ничто не возни-кает само по себе и ничто не исчезает, все трансформируется. Драма в экосистеме возникает в результате появления продуктов, которые навсегда исключатся из цикла превращений и становятся бесполезными, а во многих случаях губительными отбросами, лишенными способности трансформироваться. Причем единственным существом, создающим такие отбросы, в совокуп-ности составляющие основу загрязнения экосистемы, является человек, который создал синтетическую химию и другие отрасли, производящие неразлагаемые продукты.
Возникли экологическая и продовольственная проблемы, принявшие глобальный характер*.
Против хищнических форм эксплуатации ресурсов земли выступили многие философы, ученые, деятели культуры. Среди них были великие русские ученые - Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев. В. И. Вернадский дал материалистическое истолкование понятию "ноосфера^ как новой, высшей стадии развития биосферы под воздействием человеческого разума, науки и техники. Должны возникнуть новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой, считал он, и эти формы уже не будут причинять вреда природе, а, напротив, будут способство-вать ее сохранению и развитию.
XX в., особенно вторая его половина, характеризуется углубляющимся кризисом в отношениях общества и природы. Ученые единодушно сходятся в том, что прогресс промышленной циви-лизации ведет к необратимому разрушению окружающей среды, включая фауну и флору, почву и океаны - морской и воздуш-ный. Все больше дыр появляется в озоновом слое, который за-щищает человека и все живое на земле от губительного ультра-фиолетового излучения.. На планете ежегодно теряется больше культивируемых земель, чем восстанавливается. Сверхэксплуатация земли, обработка химикатами ведут к ее эрозии. Ежегодно несколько тысяч видов растений и животных исчезают с лица Земли в результате деятельности человека, что ведет к обедне-нию "генетического капитала" планеты.
Как считают специалисты по "экологическому космизму", основной ресурс Земли - не запас вещества и энергии, а запас закономерностей. Это геолого-географические закономернос-ти, которые лежат в основе климатической машины планеты и ее биосферы. В течение многих миллионов лет в результате дейст-вия этих закономерностей образовалось то, что мы называем по-лезными ископаемыми. Но они созданы вовсе не ради нашей пользы. Нашу планету можно сравнить с живым организмом, а месторождения полезных ископаемых - с глазами, ушами, нер-вами, а также сосудами для перетока космических энергий. Хищническое использование этих ископаемых представляет, по мнению ученых, деяние, направленное на разрушение "запаса закономерностей" эволюции Земли, на разгром ее "климатической машины".
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Природа - естественная основа общества" в других словарях:

  • ПРИРОДА —         1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… …   Философская энциклопедия

  • природа —         ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ — [лат. theologia naturalis], термин, очерчивающий особую область философско богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом… …   Православная энциклопедия

  • Индекс историй мертвых философов и их идей — оглавление Билеты для сдачи кандидатского экзамена по философии: Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия Философия техники …   Малый тезаурус мировой философии

  • Болгария — (България)         Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България).          I. Общие сведения          Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… …   Большая советская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… …   Философская энциклопедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»